Ю.А.Гагарин вертолетчика понял.

На снимке:

Памятная встреча с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным

С.Лешкович (справа) готов вылететь на высотном перехватчике МиГ-31

К 50-летию первого полета человека в космос

Звездный зачет

 

 

«В кабинете Гагарина - тихо.

Тихо-тихо, часы не идут.

Где-то вспыхнул тот пламенный вихрь

И закрыл облаками звезду».

(Из бардовской песни)

Сорок лет назад при выполнении тренировочного полета на истребителе погибли начальник Центра подготовки космонавтов Юрий Гагарин и командир авиаполка Владимир Серегин.

Создавался проект первой орби­тальной станции, полковнику Гагарину предстояло работать в одном из эки­пажей. И подготовка к новому полету в космос стала для Юрия Алексеевича главным делом.

Я не верю, что над первым кос­монавтом планеты висел какой-то злой рок, хотя известно, чтоГагарин был дублером первого командира «Союза» Владимира Комарова, ко­торый погиб годом раньше. Не могу допустить, что с самолетом УТИ МиГ-15 произошло что-то невероятное, необъяснимое. У меня много часов налета на многих типах реактив­ных истребителей, в том числе и на «спарках», и я лично побывал на ме­сте катастрофы гагаринского МиГа. Так вот, подсказывает мне интуиция, что его экипаж просто потерял про­странственную ориентацию в усло­виях сплошной облачности. Командир полка Серегин был опытным летчиком, но летал он на бомбардировщиках, которые выполняют совсем другие функции и не способны совершать маневры подобные истребителям.

 Так что не пытались летчики разогнать ревом турбины стадо лосей в заповеднике, куда якобы собирались завтра на охоту.Неправда и то, что предположительно Юрий Гагарин был навеселе. Первый космонавт к тому времени уже научился отвечать не только за себя, но и за своих подчиненных.   

  Судьба подарила мне несколько встреч с полковником Гагариным. С одной из них связана вот такая исто­рия. С 1964-го по1971 год я испыты­вал сверхзвуковые истребители СУ-7 и СУ-17, которые производили авиа­строители Комсомольска-на-Амуре. Визит Гагарина на наш авиазавод первоначально не планировался. Юрий Алексеевич должен был высту­пить17 июня 1967 года перед активом комсомола города. В Комсомольске-на-Амуре тогда проходил Всесоюз­ный слет молодежи.

Приезд первого космонавта - со­бытие неординарное. Поэтому крае­вое начальство постаралось устро­ить праздничную встречу. Все было продумано до мелочей. Возле Дома молодежи, который находился на набережной Амура, собралось много людей, с нетерпением ожидавших прибытия теплохода с Гагариным. Все были с цветами и флажками, празднично одеты. Играл духовой оркестр курсантов речного училища.

Заводскому экипажу спасатель­ного вертолета Ми-4, пилотируемого Виктором Швецовым, было дано за­дание: сбросить на палубу теплохода приветственные листовки. Потом лет­чики рассказывали, что чуть ли не в руки вручали их пассажирам. Подняв порывистую рябь на амурской волне, вертолет взмыл над теплоходом и взял курс на площадь со встречающими.

Переполненный впечатлениями от блестяще выполненного задания, пилот Швецов перестарался,сажая винтокрылую машину неподалеку от мемориального камня у Дома моло­дежи.Потом он скажет: «Совершил несанкционированную посадку, чтобы доложить начальству и горожанам о месте нахождения теплохода с высо­ким гостем».

Одно дело - водная гладь,  другое - когда вертолет садится не на аэродро­ме, а на городской площади. Воздуш­ный поток от бешено вращающихся лопастей поднял облако пыли, которое накрыло стройные ряды ожидающих. Вихрь каких-то бумажек, другого му­сора...

Высокое начальство тут же дало ко­манду арестовать командира экипажа, который омрачил церемонию встречи Гагарина воздушным хулиганством. Раньше такая выходка, может быть, и сошла бы с рук, но недавно вышло совместное постановление ЦК КПСС и  Совета Министров СССР о высокой аварийности в авиации. Так что последствия трюка Швецова могли быть самыми плачевными для летчика. Пахло уголовным делом...

В то время я курировал спасатель­ную службу летно-испытательной стан­ции завода, и Виктор Швецов успел обратиться ко мне со слезной прось­бой: «Константиныч, выручай!»

Но как помочь?Душой и сердцем все мы были за командира экипажа. Состоялся «консилиум» со старшим группы летчиков-испытателей завода Анатолием Целковым и представите­лемКомитета госбезопасности на на­шей ЛИС Иваном Барышниковым. Эти специалисты после ка­тастрофы самолета Спартака Жолудя в июне 1964 года постоянно держали руки на пульсе (дежурили на ЛИСе), именно ребята из КГБ тогда и раскрыли причину трагедии.

Беда общая, и выкручиваться надо всем. И.М.Барышникову тогда и пришла в голову гениальная идея: нам, лет­чикам, надо пригласить на завод кос­монавта номер один, летавшего, как известно, только на дозвуковых ис­требителях МиГ-17. Иван Максимович познакомил нас с программой пребывания Юрия Гагарина в рамках слета молодежи. И даже выдал два пропуска на это ме­роприятие.

Мы с АнатолиемЦелковым организовали «засаду» за кулисами очага культуры. И  перехват состоялся!  Под шквал аплодисментов после выступления перед молодежью Юрий Гагарин появился за сценой. Не один,разумеется, а в сопровождении представительного генерала КГБ. Я и Целковпригласили Юрия Алексеевича посетить летно-испытательную станцию завода, ознакомиться со сверхзвуковымистребителем Су-7.

Как мы и  ожидали, Юрий  Гагарин живо заинтересовался предложением. Он обернулся к генералу и спросил»: «можем ли мы включить в программу визита посещение авиационного завода?» Генерал, видать,тертый калач, спрашивает нас:

 «А вы не те, которые пылили?»

- Нет, - отвечаю решительно. - К этому инциденту мы не имеем ника­кого отношения. Приглашаем Юрия Алексеевича как летчики летчика, что­бы показать современную технику, и только.

Мой ответ успокоил генерала, он сказал: «Мы подумаем» - и под руку увел космонавта от напора комсомоль­цев, желавших взять автограф у живой легенды XX века. А через пару дней на ЛИС позвонил старший военпред завода Н. И. Москаленко и сообщил,что на аэродром приезжает космонавт № 1 и непосредственно мне поручено быть гидом возле самолета, показы­вать кабину истребителя.

В тот день мы уже выполнили один полет на так называемой ресурсной спарке Су-7у.  До сих пор помню ее бортовой номер - 201. Ее и решили показать. На «газике» без тента к са­молету подъехали директор завода В. Е. Копылов, старший военпред и  охрана.

Знакомство с новым «изделием» Юрий Гагарин начал с передней ка­бины. А когда он пересел в заднюю, я наклонился над ним и вполголоса попросил Юрия Алексеевича замолвить слово за опального командира вертолета Ми-4,  совершившего незапланированную посадку возле Дома молодежи на берегу Амура. Подчеркнул, что это только с виду хулиганство. Это, скорее, подъем патриотизма, но летчика уже лишили пилотского  удостоверения, возбудили уголовное дело.

Меня прервал директор завода. Он заворчал, стоя на соседней стре­мянке: «Хватит, нашел место для просьб!»

При рукопожатии на площадке трапа я еще раз напомнил о просьбе. Юрий Алексеевич заго­ворщицки кивнул и под­мигнул. Через несколь­ко дней нам сообщили, что Виктора Швецова освободили от домашнего ареста и ему возвращено пилотское удостоверение. Директору завода рекомендовали наказать «ху­лигана» своей властью. Виталий Его­рович  хорошо знал и любил экипаж вертолета. Рекомендации он выполнил формально, издав приказ: «Наказать командира вертолета Ми-4 и пере­вести его в механики или мотористы сроком на 1 месяц». Но уже через пару дней понадобилось перегнать вертолет в Хабаровск для регламентного ремонта, и Виктор Шевцов снова приступилк своим обязанностям.

Гора с горой не сходится, а человек   с  человеком всегда свидится. Потом именно экипаж Виктора Швецова  спас меня вместе  с Владимиром Кондауровым, когда мы в октябре 1979 года потерпели аварию,катапультировавшись из первого образца серийного МиГ-31. Но это уже была Горьковская область, другой авиационный завод и техника нового поколения.Швецов мастерски посадил свой вертолет между соснами и вытащил летчиков из болотной жижи. Тогда он и думать не мог, что спасает того, кто когда-то помог ему остаться на летной работе, жить небом. Но это, как говорится, звездный зачет и лет­ное братство.

 

Станислав ЛЕШКОВИЧ, заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник авиации в отставке.

 Источник:  газета «Нижегородская правда»  25.03.2008 г.

«Вкабинете Гагарина - тихо.

Тихо-тихо,часы не идут.

Где-товспыхнул тот пламенный вихрь

Изакрыл облаками звезду».

(Из бардовской песни).

Сорок лет назад при выполнении тренировочного полетана истребителе погибли начальник Центра подготовки космонавтов Юрий Гагарин икомандир авиаполка Владимир Серегин.

Создавалсяпроект первой орби­тальной станции, полковнику Гагарину предстояло работать в одномиз эки­пажей. И подготовка к новому полету в космос стала для Юрия Алексеевичаглавным делом.

Я не верю, чтонад первым кос­монавтом планеты висел какой-то злой рок, хотя известно, чтоГагарин был дублером первого командира «Союза» Владимира Комарова, ко­торыйпогиб годом раньше. Не могу допустить, что с самолетом УТИ МиГ-15 произошлочто-то невероятное, необъяснимое. У меня много часов налета на многих типахреактив­ных истребителей, в том числе и на «спарках», и я лично побывал на ме­стекатастрофы гагаринского МиГа. Так вот, подсказывает мне интуиция, что егоэкипаж просто потерял про­странственную ориентацию в усло­виях сплошнойоблачности. Комполка Серегин был опытным летчиком, но летал на бомбардировщиках,которые выполняют совсем другие функции и не способны совершать маневры подобныеистребителям.

 Так что не пытались летчики разогнать ревомтурбины стадо лосей в заповеднике, куда якобы собирались завтра на охоту.Неправда и то, что предположительно Юрий Гагарин был навеселе. Первый космонавтк тому времени уже научился отвечать не только за себя, но и за своих подчиненных.   

  Судьба подарила мне несколько встреч сполковником Гагариным. С одной из них связана вот такая исто­рия. С 1964-го по1971 год я испыты­вал сверхзвуковые истребители СУ-7 и СУ-17, которыепроизводили авиа­строители Комсомольска-на-Амуре. Визит Гагарина на нашавиазавод первоначально не планировался. Юрий Алексеевич должен был высту­пить17 июня 1967 года перед активом комсомола города. В Комсомольске-на-Амуре тогдапроходил Всесоюз­ный слет молодежи.

Приездпервого космонавта - со­бытие неординарное. Поэтому крае­вое начальствопостаралось устро­ить праздничную встречу. Все было продумано до мелочей. ВозлеДома молодежи, который находился на набережной Амура, собралось много людей, снетерпением ожидавших прибытия теплохода с Гагариным. Все были с цветами ифлажками, празднично одеты. Играл духовой оркестр курсантов речного училища.

Заводскомуэкипажу спасатель­ного вертолета Ми-4, пилотируемого Виктором Швецовым, былодано за­дание: сбросить на палубу теплохода приветственные листовки. Потом лет­чикирассказывали, что чуть ли не в руки вручали их пассажирам. Подняв порывистуюрябь на амурской волне, вертолет взмыл над теплоходом и взял курс на площадь совстречающими.

Переполненныйвпечатлениями от блестяще выполненного задания, пилот Швецов перестарался,сажая винтокрылую машину неподалеку от мемориального камня у Дома моло­дежи.Потом он скажет: «Совершил несанкционированную посадку, чтобы доложитьначальству и горожанам о месте нахождения теплохода с высо­ким гостем».

Однодело - водная гладь, другое - когда вертолет садится не на аэродро­ме, а нагородской площади. Воздуш­ный поток от бешено вращающихся лопастей поднялоблако пыли, которое накрыло стройные ряды ожидающих. Вихрь каких-то бумажек,другого му­сора...

Высокоеначальство тут же дало ко­манду арестовать командира экипажа, который омрачилцеремонию встречи Гагарина воздушным хулиганством. Раньше такая выходка, можетбыть, и сошла бы с рук, но недавно вышло совместное постановление ЦК КПСС иСовета Министров СССР о высокой аварийности в авиации. Так что последствиятрюка Швецова могли быть самыми плачевными для летчика. Пахло уголовным делом.

В то время я курировалспасатель­ную службу летно-испытательной стан­ции завода, и Виктор Швецов успелобратиться ко мне со слезной прось­бой: «Константиныч, выручай!»

Но как помочь?Душой и сердцем все мы были за командира экипажа. Состоялся «консилиум» состаршим группы летчиков-испытателей завода Анатолием Целковым и представите­лемКомитета госбезопасности на на­шей ЛИС Иваном Барышниковым. Эти специалистыпосле ка­тастрофы самолета Спартака Жолудя в июне 1964 года постоянно держалируки на пульсе, именно ребята из КГБ тогда и раскрыли причину трагедии.

Беда общая, ивыкручиваться надо всем. Барышникову тогда и пришла в голову гениальная идея:нам, лет­чикам, надо пригласить на завод кос­монавта номер один, летавшего, какизвестно, только на дозвуковых ис­требителях МиГ-17. Он познакомил нас спрограммой пребывания Юрия Гагарина в рамках слета молодежи. И даже выдал двапропуска на это ме­роприятие.

Мы с АнатолиемЦелковым организовали «засаду» за кулисами очага культуры. И  перехват состоялся! Под шквал аплодисментовпосле выступления перед молодежью Юрий Гагарин появился за сценой. Не один,разумеется, а в сопровождении представительного генерала КГБ. Я и Целковпригласили Юрия Алексеевича посетить летно-испытательную станцию завода, ознакомиться со сверхзвуковымистребителем Су-7.

Как мы иожидали, Юрий  Гагарин живозаинтересовался предложением. Он обернулся к генералу и спросил»: «можем ли мывключить в программу визита посещение авиационного завода?» Генерал, видать,тертый калач, спрашивает нас:

 «А вы не те, которые пылили?»

- Нет, - отвечаюрешительно. - К этому инциденту мы не имеем ника­кого отношения. ПриглашаемЮрия Алексеевича как летчики летчика, что­бы показать современную технику, итолько.

Мой ответуспокоил генерала, он сказал: «Мы подумаем» - и под руку увел космонавта отнапора комсомоль­цев, желавших взять автограф у живой легенды XX века. А черезпару дней на ЛИС позвонил старший военпред завода Н. И. Москаленко и сообщил,что на аэродром приезжает космонавт № 1 и непосредственно мне поручено бытьгидом возле самолета, показы­вать кабину истребителя.

Втот день мы уже выполнили один полет на так называемой ресурсной спарке Су-7у.До сих пор помню ее бортовой номер - 201. Ее и решили показать. На «газике» безтента к са­молету подъехали директор завода В. Е. Копылов, старший военпред и  охрана.

Знакомство сновым «изделием» Юрий Гагарин начал с передней ка­бины. А когда он пересел взаднюю, я наклонился над ним и вполголоса попросил Юрия Алексеевича замолвить слово за опального командиравертолета Ми-4,  совершившегонезапланированную посадку возле Дома молодежи на берегу Амура. Подчеркнул, чтоэто только с виду хулиганство. Это, скорее, подъем патриотизма, но летчика ужелишили пилотского  удостоверения,возбудили уголовное дело.

Меня прервалдиректор завода. Он заворчал, стоя на соседней стре­мянке: «Хватит, нашел местодля просьб!»

При рукопожатиина площадке трапа я еще раз напомнил о просьбе. Юрий Алексеевич заго­ворщицкикивнул и под­мигнул. Через несколь­ко дней нам сообщили, что Виктора Швецоваосвободили от домашнего ареста и ему возвращено пилотское удостоверение.Директору завода  рекомендовали наказать«ху­лигана» своей властью. Виталий Его­рович хорошо знал и любил экипажвертолета. Рекомендации он выполнил формально, издав приказ: «Наказатькомандира вертолета Ми-4 и пере­вести его в механики или мотористы сроком на 1месяц». Но уже через пару дней понадобилось перегнать вертолет в Хабаровск длярегламентного ремонта, и Виктор Шевцов снова приступил к своим обязанностям.

 Гора с горой не сходится, а человек   с человекомвсегда свидится. Потом  именно экипажВиктора Швецова  спас меня вместе сВладимиром Кондауровым, когда мы в октябре 1979 года потерпели аварию,катапультировавшись из первого образца серийного МиГ-31. Но это уже былаГорьковская область, другой авиационный завод и техника нового поколения.Швецов мастерски посадил свой вертолет между соснами и вытащил летчиков изболотной жижи. Тогда он и думать не мог, что спасает того, кто когда-то помог емуостаться на летной работе, жить небом. Но это, как говорится, звездный зачет илет­ное братство.


Мои координаты

Станислав Константинович Лешкович

E-mail: stanislav.liashkevich@yandex.ru

© stanislav-liashkevich

Бесплатный хостинг uCoz